Микас 7 Спорт

М7Спорт — это пакет программного обеспечения, включающий в себя 3 элемента:
M7SPT
MOLT (Mikas Online Tuner)
MIKAS-SPORT Editor

Это ПО было создано в JC TECHNOLOGY — группе инженеров энтузиастов состоящей из: Александра Севастьянова и Ильи Назарова.

Рассмотрим составляющие М7Спорт более подробно.

M7SPT – это специальная прошивка для контроллеров на базе Микас 7.1 для управления 4х цилиндровыми атмосферными двигателями и двигателями с турбонаддувом.

Прошивка работает на следующих блоках управления:
Микас 7.1 241.3763.000-31
Микас 7.1 241.3763.000-34
Микас 7.1 241.3763.000-62
Микас 7.1 241.3763.000-63
Микас 7.1 241.3763.000-64

Особенности прошивки M7SPT (версия M7SPTv1.02):
— работа по датчику абсолютного давления (ДАД);
— 10-битная математика АЦП ДАД для получения максимальной точности;
— высокоскоростной протокол передачи данных на диагностику (для MOLT2);
— универсальные алгоритмы для управления как атмосферным так и турбодвигателем;
— убраны ненужные алгоритмы (барокоррекция, расчет пленки, динамические коррекции циклового наполнения и т.п.);
— упрощены алгоритмы расчета состава смеси и УОЗ в рабочих режимах;
— убраны зоны режимов (экономичный и мощностной);
— возможность выбора фактора нагрузки в таблицах состава смеси, УОЗ, фазы впрыска (давление или цикловое наполнение);
— управление давлением наддува для турбокомпрессорных двигателей (функция BOOST-CONTROL);
— задание давления наддува от оборотов, дросселя и включенной передачи;
— определитель включенной передачи;
— поддержка датчика температуры впускного коллектора (ДТК);
— поддержка датчика температуры выхлопных газов (EGT);
— ускорительный насос по приращению дросселя;
— ускорительный насос по изменению давления;
— и многое другое…

Для настройки системы управления двигателем создан специальный комплекс MOLT (Mikas Online Tuner), первый и на сегодняшний день единственный программный комплекс, который может полноценно работать с неинженерной версией блока управления Микас 7.
Данный комплекс представляет собой специальную программу для ПК, которая решает задачи автоматической настройки основных параметров системы управления двигателем во время движения автомобиля, алгоритм настройки которых реализован компьютером (топливоподача, цикловое наполнение, фаза впрыска и др.). Работает данный комплекс через диагностический интерфейс К-Line и не требуется производить никаких изменений с аппаратной частью блока управления.

Mikas Online Tuner 2 может работать в следующих режимах:

1) режим сбора данных. В данном режиме MOLT является мощнейшим дата-логгером, собирающим и записывающим на диск параметры работы системы управлениям двигателем в виде матрицы — контейнера данных, содержащего для каждого из 68-ми характеризирующих работу ДВС параметров, три таблицы 16х16 в координатах дроссель-обороты (THR-RPM), давление-обороты (BAR-RPM), наполнение-обороты (GBC-RPM) для последующей offline настройки. Помимо матрицы на диск записываются линейные логи всех 68 параметров для последующего анализа работы системы управления.

2) режим регулирования смеси по ДК. В данном режиме помимо сбора данных, в режиме online в каждый момент времени рассчитанная поправка топливоподачи экстраполируется на 4 соседние точки координатной сетки рабочих таблиц и применяется системой управления, чтобы постоянно поддерживать заданный состав смеси в любом режиме. Поддерживатся стандартный датчик кислорода (УДК), а так же широкополосные LM-1, LM-2 и LC-1 производства Innovate Motorsports. (для LM-1 и LC-1 доступны режимы как аналогового подключения, так и цифрового (USB-COM), для LM-2 — в данной версии только аналоговое).

3) режим графического редактора. MOLT позволяет редактировать полученные из матрицы основные таблицы для прошивки.

4) режим прямого управления (состав смеси, УОЗ, фаза впрыска, давление наддува, РДВ и пр.)

5) режим рассчетов. В данном режиме, используя матрицу, производится offline рассчет коэффициентов для правильной работы модели рассчета наполнения по абсолютному давлению, а также автоматическое построение фазы впрыска различными методами.

6) режим отображения графиков позволяет строить в режиме online одновременно диаграммы 5 параметров во времени, а так же в режиме offline строить графики и проводить выборки по любым параметрам лога и при этом получать подробную информацию по каждому из 68 параметров.









Для изменения калибровок в прошивке применяется редактор MIKAS-SPORT Editor (это по сути ChipTuningPRO 6 специально выпущенный для JC TECHNOLOGY).



Алгоритм настройки системы следующий:

В ЭБУ Микас 7.1 заливается прошивка M7SPT, которая имеет некие исходные установки в зависимости от конфигурации двигателя.
Далее к ЭБУ подключается ноутбук, на котором работает МОЛТ. А в выпускную систему устанавливается широкополосный датчик кислорода Innovate Motorsports и его контроллер тоже подключается к ноутбуку.
Далее мотор заводится, прогревается и мы отправляемся в путь…

В процессе работы МОЛТ собирает информацию о различных параметрах системы в разных диапазонах работы ДВС и создает калибровочные таблицы, которые с помощью редактора копируются в прошивку. Так получается прошивка M7SPT точно откалиброванная под конкретный двигатель.

Датчик кислорода удаляется из системы — он нужен только для настройки. Далее система работает без обратной связи по кислороду.

Основополагающими датчиками для работы системы становятся датчик абсолютного давления и датчик температуры воздуха на впуске.
Именно по показаниям этих датчиков рассчитывается величина воздушно-топливного заряда попадающего в цилиндр.

Интересные особенности:

1. В M7Спорт реализована модель расчета циклового наполнения по ДАД, основанная на расчете температуры заряда в цилиндре, а не на привычной температуры воздуха на впуске. Изначально модель с температурой заряда применялась у GM, затем была реализована у Maxi(RPD) в его системе управления J5LS (http://rotorman.nm.ru/j5-sport/dad_model2.htm).

Применение датчика абсолютного давления позволяет грамотно управлять как турбокомпрессорными, так и спортивными атмосферными двигателями. Однако, как показала практика, и обычный мотор ( ЗМЗ 4062), работающий по ДАД, «едет» гораздо лучше, чем на настроенной заводской прошивке.

Переход с ДМРВ на ДАД дает следующие основные преимущества:
— скорость реакции ДАД на изменение давления в разы выше, чем у ДМРВ на изменение расхода воздуха;
— стабильная работа в переходных режимах;
— для турбокомпрессорных двигателей применение ДМРВ ограничено невысокими пределами измерения расхода воздуха («Волговский» ДМРВ Siemens измеряет до 600 кг/ч);

2. Переменная фаза впрыска топлива. На заводском ПО впрыск топлива жестко привязан к углу поворота КВ и является по сути статическим. Но на разных оборотах требуется разное время открытия форсунки и соответственно форсунка должна открываться в разный момент времени.

В системе М7Спорт возможна реализация следующих методов впрыска топлива:

В открытый клапан:
— после перекрытия: Топливо начинает подаваться сразу после закрытия выпускного клапана, сдвинутое на длительность лага форсунки (собственного времени открытия форсунки).
— в положительный поток*: Топливо начинает подаваться форсункой в момент, когда скорость потока во впускном канале положительна (поток воздуха направлен к впускному клапану), и сдвинуто на длительность лага форсунки.
— в максимум потока*: Топливо начинает подаваться форсункой в момент, чтобы середина процесса впрыска приходилась на угол ПКВ, при котором скорость потока на срезе форсунки максимальна.
* Данные методы могут применяться для настройки фазы впрыска только двигателей ЗМЗ 405 и 406 со стандартной геометрией впускного тракта, так как только по ним были проведены расчеты газодинамики впускного тракта.

Во всех трех методах, когда все топливо не успевает быть впрыснуто форсункой до момента перед закрытием впускного клапана, когда возможно изменение направления потока на обратное, угол начала впрыска отодвигается в сторону более ранних, чтобы успеть впрыснуть все топливо до
закрытия клапана.

В закрытый клапан:
— до открытия клапана: Топливо впрыскивается форсункой в такой момент, чтобы оно все полностью было впрыснуто до открытия впускного клапана.
— на закрытие клапана: Топливо начинает впрыскивается в момент закрытия впускного клапана, сдвинутое на угол лага форсунки. Если все топливо не успевает быть впрыснуто до открытия клапана, то угол впрыска сдвигается в сторону более ранних углов ПКВ, для того чтобы успеть положить все топливо к открытию клапана.

Произвольный:
— на заданный угол: Топливо будет начинать впрыскиваться форсункой на заданный пользователем угол ПКВ, смещенным на угол длительности лага форсунки.
— завершить на заданном углу: Топливо будет впрыскиваться в такой момент, чтобы впрыск завершился, когда угол ПКВ будет соответствовать заданному пользователем.
— угол для произвольного: Задается угол для произвольного впрыска топлива.

Для реализации этих методов в базе MOLT содержатся параметры профиля распространенных распредвалов для двигателей ЗМЗ:
1 Стандарт 4062 9.0 / 252
2 Стандарт 4063 8.0 / 240
3 Dynacams 30 9.2 / 246
4 Dynacams 34 9.7 / 254
5 Dynacams 38 10.15 / 262
6 Dynacams 42 10.6 / 270
7 Dynacams 500 10.6 / 284
8 Dynacams 540 11.0 / 292
9 Dynacams 580 11.4 / 300

3. Управление давлением наддува для турбокомпрессорных двигателей
В M7Спорт реализована функция boost-controller для управления давлением наддува. Система представляет собой канал ШИМ-управления электромагнитным клапаном, который подключен в воздушную магистраль к актюатору клапана wastegate. Функция позволяет управлять давлением наддува в зависимости оборотов, положения дросселя и включенной передачи.

4. Определитель включенной передачи
Для использования функции регулирования давления наддува по передачам в M7Спорт была введена функция определителя включенной передачи.

5. Система следит за показаниями датчика скорости. Если автомобиль движется, то ХХ поддерживается на уровне 1000об, что позволяет поддерживать более высокое разряжение в ресивере, а значит вакуумный усилитель тормозов сможет создать большее усилие в случае торможения.

6. При настройке системы МОЛТ автоматически определяет максимально возможный УОЗ используя для этого метод прослушивания шумов двигателя. Создается кривая порога детонации.

7. Подключение EGT сенсора.
Для настройки турбокомпрессорного двигателя бывает полезно контролировать температуру выхлопных газов (EGT).

8. Обогащения по открытию дросселя и изменению давления.
В M7Спорт добавлено 2 вида ускорительных насосов. В заводском ПО присутствовало только обогащение по открытию дросселя, но жестко прописанное в программном коде без возможности калибровки. Была небольшая возможность влиять на величину дополнительной топливоподачи только лишь изменяя значения таблицы БЦН при закрытом РДВ, что негативно сказывалось на работе двигателя в зоне обратных выбросов.
Обогащение по давлению было специально введено для правильной работы турбокомпрессорного двигателя в переходных режимах.

Отзывы:

Мною система М7Спорт была установлена на 10 различных автомобилей. 8 Волг и две Газели.

Замеры на стенде показали, что на стоковом двигателе M7Спорт добавляет более 15лс и 12нм в дополнение к 1,5-литровому уменьшению расхода (относительно до установки), как в городе, так и на трассе. В среднем расход по городу составил 11-12л, по трассе 7-8л на 100км.

Также следует отметить очень ровную работу двигателя на холостых оборотах. В тянучках и пробках электровентилятор включается в 2-3 раза реже.

Все пилоты отмечали более приятную работу двигателя во всем диапазоне оборотов.
Двухлетний опыт эксплуатации зарекомендовал это ПО только с лучшей стороны.
Никаких проблем не выявлено.
Несмотря на спортивную направленность системы, все автомобили проходят ТО с запасом по СО, а расход топлива не превышает расхода на штатном ПО (обычно заметно меньше).

5 комментариев

avatar
Поменяли штатную прошивку на новую, убрали ДМРВ, поставили ДАД и ДТВ

Из плюсов, Волга заметно сатла резвее.
Уменьшилось время разгона до 100 км/ч.
заметно увеличилась максимальная скорость с 175 км/ч до 195 км/ч.
А самое главное для меня это уменьшился расход топлива на 1 литр при скорости 90-100 км/ч на трассе.
avatar
газ 3110 2003 г.в. двигло 4062. раньше стоял пленочный дмрв автел и блок соатэ. авто ездило скажем, немного ватно. расход по трассе при скорости 95-100 км/ч составлял 8,3 л на 100 км. прошлым летом установили микас 7 спорт, катушка зажигания, провода, свечи BOSH, убрана нижняя часть корпуса воздушного фильтра, шланги, установлена перегородка, чтобы теплый воздух от двигла не попадал во впускной коллектор.
тачку просто не узнать!!! где раньше просилась вторая, сейчас можно смело продолжать движение на третьей. причем двигатель тянул легко и не принужденно! улучшилась динамика, тяга, особенно на низах. расход по трассе на 120 км/ч — 9 литров и на 140 км/ч — 11 литров на сотню соответственно. на обгонах появилась еще большая уверенность в машине! расход по городу в пробках и постоянных отжигах (кручу двигло до 4-5 и даже 6 тыщ. об.) 15 литров на сотню!!! меряю только по заправкам до полного бака.

микас 7 спорт позволяет вашему авто выдать все, на что оно реально способно, по сравнению со стандартной прошивой получить больше мощности на одном и том же количестве топлива! отсюда, при спокойной езде более низкий расход. причем машина не задушена, а в случае необходимости имеете большой запас крутящего момента и мощности (обгон, подъем, наказание других участников ДД :))
avatar
Ребята, подскажите кто в нашем клубе может прошить Микас 7.1 до Микас 7 спорт? Очень интересует.Стоит нитевой датчик воздуха Сименс, датчики бош на движке.Пишите на почту sanya-jax@rambler.ru
avatar
и я загорелся этой прошивочкой, если она действительно так хороша, подскажите пожалуйста где это можно сделать в ближайшее время
avatar
обращаться к тарасу NITROGEN с каменска
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.